Суворовский фестиваль принимает вызов

Главным вызовом 2020-го года для сферы искусств стали санитарные ограничения, ставшие ощутимой преградой между артистами и зрителями. Живой контакт, казалось, был вытеснен на «виртуальную территорию». И на некоторое время телекоммуникации и цифровые технологии оказались единственно возможным полем для творчества, хотя не все творцы смогли встретить эту новость во всеоружии. Среди успешно адаптировавшихся оказался VII Суворовский патриотический фестиваль искусств.

 

Начало самоизоляции (конец марта) пришлось на традиционное начало отборочных туров Суворовского фестиваля. Но отступить перед трудностями было бы не по-суворовски, и заветы великого полководца пришлись как нельзя кстати. «Глазомер, быстрота и натиск» помогли оперативно перевести в онлайн-режим работу экспертов: прием заявок, конкурсные туры и концерты перекочевали в Интернет. В связи с этим были даже изобретены новые номинации и выработаны новые навыки по работе в условиях стремительно возросшей активности общения в соцсетях. Более того, именно онлайн-формат позволил фестивалю обрести международный статус.

 

Фестиваль стартовал позже обычного, но быстро набрал ход и сегодня первый конкурсный тур уже позади. Более 50 участников в номинациях «эстрадный вокал», «народный вокал» и «художественное слово» сразятся во втором туре (всего на конкурс было подано более 300 заявок). Художественным руководителем бессменно остается композитор и продюсер Виктор Дробыш. В состав жюри вошли в этом году певицы Алена Петровская и Анна Малышева, пианист-виртуоз Олег Вайнштейн, актриса и солистка мюзиклов Манана Гогитидзе, актер театра и кино Сергей Сафронов.

 

Возглавляет судейскую команду заслуженный артист Республики Татарстан, певец Альберт Жалилов. Своими впечатлениями от работы в новом формате он поделился с радостью:

- В жюри Суворовского фестиваля я работаю уже в третий раз. Нынешний фестиваль, как и весь 2020 год, уникален. Мы оказались в непривычных условиях, но организаторы фестиваля смогли извлечь из этого пользу, обратить минусы в плюсы, и оказалось, что онлайн-формат может быть крайне интересным. Технически первый этап конкурса был организован на высшем уровне: профессиональная съемка, звук, работа режиссеров трансляции, качественный эфир. Для зрителей и участников появилась уникальная возможность наблюдать работу жюри в реальном времени. Конкурсанты получили а полноценную обратную связь, возможность тут же задать вопросы в комментариях, услышать советы, обратить внимание на свои проблемы и сразу же начать над ними работать... Получилась полноценная лаборатория талантов, которая очень способствует творческому развитию. Участники дополнительно также смогли поучаствовать в вокальном марафоне, где профессиональные артисты делились опытом. Онлайн-формат, как оказалось, открывает для конкурсантов и дополнительные визуальные возможности. Был и традиционный для патриотической темы репертуар, и простые съемки на камеру общим планом. Но были и полноценные клипы с красивым видеорядом, со съемками на фоне природы, в оригинальных интерьерах. Кто-то даже у себя дома смог создать интересную атмосферу за счет ракурсов, света... Постарались, подошли к задаче серьезно и талантливо. Молодцы! Жюри было не скучно. Плюс за счет онлайн-формата многократно расширилась география фестиваля, в этом году участвовала вся Россия, а также несколько соседних стран. Уровень участников, несмотря на пандемию и связанные с ней трудности, не упал нисколько. И даже в некоторых номинациях, наоборот, вырос. И конкуренция была очень серьезной, особенно у вокалистов 10-13 лет. Будем надеяться, что энтузиазм наших конкурсантов не угаснет, и мы сможем увидеть их творческий рост и талант во втором туре.

Манана Гогитидзе, получившая высшее актерское образование в РГИСИ, на Моховой, впервые приглашена в жюри фестиваля. Ее впечатления тоже весьма позитивны:

- Я очень благодарна за возможность увидеть и услышать столько талантов! Во- первых, очень радостно что участников так много — значит этот конкурс востребован. Во-вторых, прекрасно, что есть разнообразие номинаций, каждый может выбрать то, что ему по душе.

Конечно пандемия внесла свои коррективы, и мы с коллегами не смогли прослушать конкурсантов очно. Возможности у всех разные, качество записи не всегда было на высоте, но мы старались быть максимально объективными.

В номинации «художественное слово» особенно радостно, когда выбранный материал соответствует возрасту ребят, их жизненному опыту и пониманию. Когда юные артисты чувствуют юмор, например в стихотворениях знаменитого цикла Твардовского «Василий Теркин». Или когда девочка читает воспоминания о войне от лица своей ровесницы, только жившей много лет назад. А бывает и так, что в исполнении серьезного патриотического материала возникают фальшь и наигрыш — и тут вряд ли дело в отсутствии таланта. Тут возникает вопрос к руководителю, педагогу, который должен помочь юному артисту подобрать такой текст, который соответствует его внутреннему миру и восприятию. Было несколько конкурсантов, которые буквально довели нас, членов жюри, до слез - своей искренностью и верой в то, что они читают! Конечно же, они прошли в финал, и я желаю им успеха не только на этом фестивале, но и в будущем».

Сейчас конкурсанты, уже закалившиеся в первом онлайн-туре, и собственным опытом подтвердившие суворовский завет «удивить — значит победить», готовят видеоматериалы для второго, финального. Среди финалистов — жители Санкт-Петербурга, Москвы, Калуги, Воронежа, Курска, Ялты, Краснодара, Белгорода, Пудожа, Ярославля, Алушты, Боровичей... А многочисленная аудитория, которая в этом году получила возможность следить за конкурсом в официальных группах Суворовского фестиваля, готовится болеть за своих фаворитов.

 

Софья Ракитская // 05.11.2020 // АН-Петербург